О пользе СПЕ

      За долгую жизнь практического педагога мне и моим коллегам довольно часто приходилось сталкиваться с новыми методиками, нередко объявляемыми  их авторами чуть ли не панацеей от всех  учительских бед. Профессиональный опыт, да и просто житейская мудрость предостерегают меня от безоговорочного принятия новшеств, заставляя с опаской воспринимать восторженные референции авторов и  последователей громких инноваций.

Услышав название новой системы преподавания или методики, я сразу же задаю себе вопрос: «Что мне лично даст это как учителю, во-первых,  и что потребуется от меня  для их освоения и применения, во-вторых». Нисколько не сомневаюсь, что эти же вопросы  возникнут в голове коллег, впервые прочитавших словосочетание «Системная педагогика Еникеева».

Отвечая коллегам, я должен быть предельно честен и откровенен, чтобы не вводить в заблуждение людей, поверивших в представляемые здесь идеи. Хотя я лично верю в безграничные возможности системной педагогики, но ответить незнакомому собеседнику на вопрос о том, что может дать учителю новая педагогика ─ не в состоянии. И вот по какой причине. Нельзя сказать, чем может быть полезен молоток и ножовка человеку, который не собирается ничего делать.  Поэтому на вопрос о пользе системной педагогики я должен задать контр вопрос: «Какие проблемы  Вы собираетесь решать и что хотите изменить в своей практике?».

Тем, активным педагогам, которые стремятся к самосовершенствованию, пытаются получить от своей работы наибольшую отдачу, кто неудовлетворен результатами своего труда, тому СПЕ будет очень полезна.  Cистемная педагогика дает в руки специалиста инструментарий для  реорганизации учебного и воспитательного процесса. Тот, кто ищет прочную теоретическую основу для своих действий, в системной педагогике ее найдет. СПЕ успешно применяли учителя-предметники и классные руководители, воспитатели и школьная администрация.

Главное  же предназначение СПЕ - это  повышение эффективности педагогического процесса, низкий уровень которой (эффективности), лежит в основании  многих (если не всех)   педагогических проблем  и кризиса всей нашей системы образования.

Автор не обещает легкой жизни тем специалистам, которые всерьез решили осваивать системную педагогику. "Учение - это не серебрянные бирюльки и орешки в сахаре, а тяжелая руда" Е.Рерих.   

Г.А.Еникеев

Отзыв

Елизовой Елены Александровны, к. п. н., доцента КК ИПК РО, на работу заслуженного педагога Красноярского края, лауреата премии Правительства РФ, директора РРЦ «Талант» Еникеева Гумера Асхадовича

В современных условиях возникает социальная потребность в подготовке поколения, способного существовать в условиях наукоемких, интеллектуальных образовательных технологий, которая ставит перед педагогической теорией и практикой ряд принципиально новых задач в области образования. Среди них – поиск иных методологических и технологических оснований для построения педагогической теории, в основу которой положено понимание процесса обучения как процесса обмена информацией между учителем и учеником, позволяющего свободно оперировать любым объемом учебного материала. Это наиболее актуально в ситуации, которая показывает, что сегодня именно категория информации уверенно занимает лидирующее место в описаниях педагогической картины мира. Будучи основополагающим понятием современной теории развития и самоорганизации систем, информационный подход позволяет подойти к решению важнейших педагогических проблем, вызывающих снижение качества образования.

Однако налицо противоречие между увеличивающейся плотностью информационных потоков, пронизывающих пространство школы и отсутствием серьезных вариантов такой философии образования, которая способна стать методологическим основанием построения инновационных моделей обучения, адекватных ситуации превращения школы в грамотно структурированное информационное образовательное пространство.

Пути снятия данного противоречия мы находим в работах Г.А Еникеева. В них автор излагает оригинальную системно-модельную теорию информации и сознания, являющуюся основанием для создания педагогической системы, потребность в которой как раз ощущает современная школа. В связи с этим переосмыслены и переформулированы многие привычные понятия: «закон», «закономерности», «педагогическая система», «принципы обучения», «обучение», «учебный материал» и т.д. Введено достаточно большое количество новых понятий. Внедрение разработанной модели педагогической системы в деятельность школы, на наш взгляд, позволит конструктивно разрешить проблемы, с которыми сталкивается сегодня школьное образование.

Например, можно привести в соответствие содержание информации и способов ее передачи уровню развития информационной потребности и готовности ученика к познавательной деятельности на уроке. А это позволит решить проблему перегрузки и утомляемости учащихся.

Кроме того, в настоящее время работа с недостаточно структурированным   предметным содержанием; порождение в ходе обучения информационного шума, засоряющего образовательное пространство; случайность отбора учителем предметного содержания образования приобретают в современной школе массовый характер. На наш взгляд, информационный подход к обучению, разработанный Г.А. Еникеевым, позволяет «снять» обозначенные проблемы. Более того, автор предпринимает попытки выделить составляющие интенсификации информационных процессов. Среди них: увеличение объема скорости передачи сообщения; ускорение обработки полученной от детей информации на основе более полного использования обратной связи; сокращение периода между получением новой информации и ее внедрением. Это также говорит о возможности изменения качества образовательных процессов в области организации познания. В связи с этим автор раскрывает новые ориентиры для типологии учащихся по способу ввода информации, новые принципы деления на группы при организации обучения, оптимальные с точки зрения циркуляции информационных потоков. Таким образом, возможности информационного подхода к обучению, реализуемые в условиях модели педагогической системы, разработанной Г.А. Еникеевым, позволяют по-иному взглянуть на современное школьное образование. Именно обращение автора к закономерностям информационного взаимодействия человека с миром, людьми, самим собой в условиях педагогической системы может стать точкой прорыва теории обучения из искусственно замкнутого педагогического пространства, в котором учитель сталкивается с неразрешимыми для него проблемами, в полноту бытия, пронизываемого информационными потоками (но не учебным материалом). Это тем более важно, что в условиях информационной цивилизации информированность как характеристика человека, обеспечивающая социальное поведение, адекватное ситуации, наряду с информационной культурой становится органической составляющей понятия «образованность».

 

РЕЦЕНЗИЯ

 

на рукопись  книги  Г.А.Еникеева «Системно-модельная теория информации и сознания».  Рецензируемая  рукопись  содержит  115 страниц машинописного текста, включая рисунки и приложения.

Автор рецензируемой рукописи анализирует изменения,   происходящие  с информацией после того, как она поступает в мозг человека. Большинство исследователей обсуждают то, как доставить информацию в сознание и на этом считают свою работу законченной. При этом предполагается, что если уж информация подана человеку, то он ее обязательно воспримет, хотя жизненный опыт людей даже далеких от педагогики показывает, что это совсем не так. Проблемы переработки информации мозгом сложны и лишь немногие ученые рискуют заниматься ими. Указанное обстоятельство определяет исключительность данного исследования по сравнению с другими работами по теории информации.

Базисным тезисом теории Г.А. Еникеева служит определение по­нятия информации как мысленной (идеальной) модели, отражающей материальные (реальные) системы. Использование известного из те­ории отражения тезиса для описания информационных процессов яв­ляется принципиально новым шагом, отличающим данную теорию ин­формации от других (Н. Винер, К. Шеннон и У.Уивер, У.Р. Эшби).

Развивая базисный тезис, автор выходит на описание струк­туры и свойств идеальных моделей и закономерностей передачи ин­формации от субстанции к субстанции. Следует отметить, что раз­деление общей теории на две – статическую и динамиче­скую теории, проводится впервые в науке и представляется вполне обоснованным. Другим, не менее интересным и важным новшеством служит постановка вопроса о кванте информации. Автор успешно разрешает эту проблему, прослеживая генезис информационной едини­цы от физического фактора – сигнала, до энергетической и формен­ной отдельности в сознании, названной информоидом.

Расхождение обсуждаемой работы с кибернетической теорией Н. Винера по вопросу об энергетике информации позволяет автору в главе «Технология мышления» расшифровать причинные связи значи­тельного числа мыслительных явлений.

Кондрашов П.М. к.т.н., доцент

Отзыв

о  «Системной педагогике» Еникеева Г.А.

 В большинстве случаев педагогическая теория в нашем обществе фатально отде­лена от практики. Ученые составляют разные убедительные схемы, не представляя как их воплощать, а те, кто работает с детьми, делая нередко интересные вещи, не умеют теоретически обобщить свой опыт. «Системная педагогика» – редкое и отрадное ис­ключение. Создал ее школьный учитель, причем практик и теоретик одновременно. Так почти никогда не бывает, но Гумер Асхадович действительно человек редкий и не слиш­ком типичный. В отличие от подавляющего большинства наших учителей, профессиональный научный уровень позволяет ему общаться на равных с весьма серьезными учеными.

Настоящий труд посвящен теории педагогической деятельности и написан не гу­манитарием, а естественником. Биолог Г. А. Еникеев осмысливает свой опыт педагога не в рассуждениях, не в построениях логических цепочек, а в создании информационных моделей. Причем моделей, опирающихся на знание биогенной природы человека, тоже представленной в виде моделей. Это очень продуктивный подход, но и очень непривыч­ный. Наверняка, у педагогов, особенно старшего поколения, он вызовет целый ряд про­тестов и непониманий. Что ж! Это закономерно. Но боюсь, один из основных путей раз­вития педагогической мысли лежит именно здесь  в области, где профессиональные формы деятельности схематизируются, и специалист получает возможность опериро­вать этими моделями.

Разумеется, далеко не все в «Системной педагогике» вызывает восхищение. Есть и высказывания, которые мне лично представляются неверными. Есть не очень проработанные, нечетко написанные места. Но, полагаю, подобное трудно было бы избежать при решении задач такой  высокой сложно­сти.

Работа Г. А. Еникеева может стать этапом становления теоретической педаго­гики, а Красноярск в очередной раз - местом, где осуществилось нечто значительное в науке.

 А. М. Буровский, доктор философских наук, профессор КрасГУ, Председатель Красноярского Отделения Международной академии ноосферы

 

 

Рецензия

 

на книгу Еникеева Г.А. «Системная педагогика для начинающих учителей» 

 

1. Книга написана хорошим литературным языком.

 

2. На мой взгляд, отличительным признаком книги является то, что она о жизни современной школы.

 

3. Книга построена на богатом фактическом материале, который автор сумел глубоко проанализировать.

 

4. Ярко выражена практическая направленность данной работы. Книга должна быть немедленно издана, как можно более массовым тиражом. Она поможет начинающим педагогам избежать массы ошибок, а многих просто спасет. И я бы сказал: «Наставит на путь истинный».

 

5. Книга нужна и опытным педагогам для оценки и корректировки своей работы в целях повышения ее эффективности.

 

6. Несомненной ценностью книги является ее научная основа. Автор подробно и основательно рассказал о структуре и функциях педагогической системы, выделив ее из системы образовательной.

 

7. Очень важным является то обстоятельство, что в книге обращено серьезное внимание на точное определение  терминов.

 

Учитель истории 141 средней школы  г. Красноярска
Пономарев Юрий Николаевич

 

Яндекс.Метрика