Теоретические основания СПЕ (краткое описание)

(из книги "Система образования и педагогика систем).

В любой науке столько истины,

сколько в ней математики.

И. Кант

 

 

 

 

 

 

В книге А.И.Кондрашова «4048 законов жизни» в главе об управлении и управленцах есть такое правило работы в комитетах: «Формулируйте свои мысли как можно туманнее; это поможет вам не раздражать остальных». Системно-модельная педагогика представляет собой полную противоположность этого забавного тезиса и, кажется, что в стремлении дать точное количественное описание каждой «мелочи», она просто создана для того, чтобы раздражать добропорядочное педагогическое сообщество. Но именно сейчас, для нашей системы образования, как никогда актуален великий завет Галилео Галилея: «Измеряй все измеримое и делай неизмеримое измеримым».

Конечные модели, используемые в рамках этого подхода сложены из строго определенного числа элементов. При этом каждый из них однозначно и исчерпывающе формализуется. Таким же образом описываются общие и частные функции педагогических систем, т.е. просчитываются и формализуются. Соблюсти такие нормы при конструировании моделей бывает достаточно сложно и не всегда удается. Однако даже малейшее   отступление от этих довольно жестких правил чревато тем, что вновь созданная модель может оказаться непригодной в качестве инструмента для решения   образовательных задач.

К настоящему моменту системно-модельная педагогика превратилась в достаточно сложное сооружение, представленное несколькими теориями, множеством моделей различных объектов и наборами практических методов (см. рис).

В основании всего теоретического здания лежат представления о системах и моделях, кратко изложенные выше в соответствующем разделе. Эти положения послужили исходной базой для составления модели личности, а на основе последней – нескольких моделей сознания.

Рис. Теоретическая база системно-модельной педагогики.  

Системно-модельная теория информации в качестве главного – рассматривает следующий тезис ‒ «Информация есть отображение реальных систем в сознании человека в виде идеальных моделей». Поэтому наша информационная теория полностью базируется на системно-модельных представлениях, с одной стороны, и модели сознания, с другой.  

Теория педагогических систем занимает центральное положение и «покоится» на «трех китах»: представлениях о системах и моделях, системно-модельной теории информации и модели сознания. В основе теории ПС лежит идея педагогического процесса как циклического, целенаправленного обмена учебной семантической информацией между педагогом и учеником. В соответствии с этим, модель педагогической системы построена как набор базовых и второстепенных элементов, в той или иной степени, связанных с главной функцией системы.

Завершает здание системно-модельной педагогики теория систем образования, которая опирается на выводы, сформулированные в «Теории педагогических систем». Ее основная идея заключается в том, что педагогические системы служат «мотором» систем образования, следовательно, определяют основные признаки последних и служат ключом для понимания их исторической эволюции.

Более подробно с теоретическими основаниями СПЕ читатели могут познакомиться в книге помещенной на этом сайте (см. заголовок вкладки)

Яндекс.Метрика